
Вот уже несколько лет в СМИ периодически поднимается вопрос о поддержке оставшихся «детей войны». Не все россияне даже понимают, о какой категории граждан идет речь, и уж тем более, о том, какие именно льготы им полагаются. В этом материале расскажем о том, кто такие дети войны и какие у них льготы.
Существует ли федеральный закон о детях войны?
Нормативно правовую базу принято разделять на несколько уровней. В рассматриваемом вопросе важны федеральные и региональные нормативные акты.
Стоит сразу сказать, что пока не существует принятого и вступившего в законную силу федерального закона, в полной мере регулирующего правовой статус, а вместе с тем, и определяющего возможные льготы для «детей войны».
Вот уже несколько лет депутаты от разных партий, особенно КПРФ и Справедливой России, выдвигают идеи о защите интересов этой категории граждан, предлагают ввести понятия «дети войны», льготы для них.
Наибольшим прорывом можно считать внесение на рассмотрение Государственной Думы РФ Проекта федерального закона « О детях войны» № 493165-6 (Далее Проект № 493165-6).
Его рассмотрение предполагалось еще в 2016 году, но и в 2017 году с многочисленными доработками он не был принят, а вопрос отложен на 2018 год. По сути это обновленный проект, основывающийся на бывшей инициативе 2014 года.
В случае принятия закон ответит на целый ряд важных вопросов. В частности:
- Кто может считаться ребёнком войны?
- Какие льготы полагаются таким гражданам?
- Каковы источники финансирования для их социальной поддержки?
- Каким образом будет подтверждаться правовой статус детей войны?
Пока часть ответов на эти вопросы можно найти лишь в региональных нормативных актах, принимаемых субъектами РФ, для улучшения жизни граждан в их пределах.
Региональное законодательство о детях войны
Некоторые субъекты Российской Федерации, пользуясь правом предоставления региональных льгот своим жителям, приняли местные нормативные акты, позволяющие пользоваться льготами этой категории граждан.
В одних субъектах России их просто приравняли в правах к труженикам тыла, что и не удивительно, ведь многие подростки работали на эвакуированных предприятиях наравне со взрослыми.
В других же для них предусмотрены отдельные условия предоставления и перечень преференций. В списке таких регионов:
- Республика Адыгея;
- Республика Алтай;
- Алтайский край;
- Амурская область;
- Бурятия;
- Белгородская область;
- Вологодская область;
- Иркутская область;
- Красноярский край;
- Ленинградская область;
- Мордовия;
- Ямало-Ненецкий автономный округ;
- Новгородская область;
- Омская область;
- Оренбургская область;
- Псковская область;
- Самарская область;
- Удмуртия;
- Ульяновская область.
Список не исчерпывающий, так как и в 2018 году он может пополняться благодаря соответствующим законодательным инициативам и работе местных органов власти.
По этой причине, россиянам, которые по возрасту могут относиться к категории «дети войны», стоит обратиться в местные органы социальной защиты населения с целью узнать, работают ли в регионе соответствующие программы и предоставляются ли льготы.
Дети войны – кто это?
Прежде чем говорить о том, какие льготы имеют дети войны в России, стоит определиться с тем, кто входит в эту категорию граждан, кого можно назвать «детьми войны».
Стоит сразу сказать, что на федеральном уровне такое понятие не выработано, и можно лишь исходить из того, как оно сформулировано в Проекте № 493165-6.
В соответствии с ним в эту категорию попадут все лица, имеющие российское гражданство, отвечающие одновременно набору требований:
- родиться в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года;
- постоянно проживавшие на территории СССР в период с 22.06.1941 по 9.05.1945 года.
Законопроект устанавливает еще одно значимое ограничение – такое лицо не должно было отбывать наказание в виде лишения свободы в «этот период».
Но данный законопроект не разъясняет, какой именно период имеется в виду, то ли речь о продолжительность Великой Отечественной Войны, то ли с момента рождения, до ее окончания.
Ясно, что, скорее всего, под «местами лишения свободы» так же понимаются не немецкие концентрационные лагеря, а учреждения исправительной системы СССР, хотя и в этом аспекте остаются вопросы, ведь многие советские граждане были реабилитированы, либо отбывали наказание по «политическим» статьям.
Предлагается увеличить предел рождения и до 1946 года. Потому, представляется правильным, дождаться принятия законопроекта для получения полной ясности в целом ряде вопросов.
Однако, отсутствие ясного определения такого определения, не лишает региональные власти права на установление дополнительных льгот для отдельных категорий граждан.
Что и происходит в целом ряде регионов. Варьируются многие критерии, по которым человек относится к льготной категории, даже возрастные.
Так, в Белгородской области детьми войны считаются лица, рожденные с наступления 1923 года, в Ненецком автономном округе с 1932.
Изменчивы и другие категории, например в некоторых регионах требуется:
- длительное проживание или труд на территории субъекта федерации;
- смерть одного из родителей в период Великой Отечественной Войны, либо если остался ребенок – сирота.
Очевидно, что понятие «льготы детям участников Великой Отечественной Войны» будет являться идентичным «льготам для детей войны» по целому ряду причин:
- участие родителей в ВОВ не предусматривается на федеральном уровне и прописано далеко не во всех региональных нормативных актах;
- факт рождения от участника войны автоматические не приравнивает ребенка к «детям войны» при отсутствии иных установленных региональным законом признаков.
- дети участников войны могут быть рождены до рубежного срока и уже не попасть в категорию «детей войны» по возрасту.
Не попадут в эту категорию дети, рожденные в период боевых столкновений в Чечне и иных локальных конфликтах.
На какие льготы могут рассчитывать дети войны
Ответ на вопрос том, какие льготы положены детям войны в России, стоит разделить на 2 части:
- какие льготы детям войны в России предоставляют регионы;
- какие льготы детям войны может дать федеральный закон, если соответствующий законопроект будет принят.
Начать стоит с возможной федеральной поддержки. Законопроект предусматривает:
- дополнительные выплаты к пенсионному обеспечению в размере 1000 рублей. Закон предусматривает ежегодную индексацию размера пособия.
- бесплатное пользование общественным городским транспортом, а так же иными видами транспорта по направлению к месту проживания;
- бесплатное ежегодное полное обследование в учреждениях региональной системы здравоохранения;
- преимущественное право на вступление в кооперативы всех видов, а также товарищества и некоммерческие объединения;
- установка домашнего телефона без очереди;
- приоритетное устройство в социальные учреждения для инвалидов и престарелых, оставшихся без попечения родных, а так же на социальное обслуживание на дому.
По факту, в регионах, принявших соответствующие нормативные акты, предоставляются все льготы из приведенного списка. Более того, этот перечень во многих субъектах федерации даже расширен и в него вошли:
- скидка на оплату или компенсация затрат на коммунальные услуги в квартире, включая электроэнергию и газоснабжение;
- разовое ежегодное бесплатное прохождение санаторно-курортного лечения по путевке;
- бесплатные стоматологические услуги, включая протезирование;
- компенсацию стоимости ритуальных услуг, если умерший был ребенком войны.
Для того чтобы узнать, какие именно льготы можно использовать в каждом регионе, так же стоит обращаться в территориальные органы социальной защиты населения.
По факту выплаты могут быть значительно выше или, наоборот, ниже, чем в предложенном Проекте № 493165-6, а в условиях кризиса не все регионы смогли заложить в бюджет средства на финансирование дополнительных пособий к пенсии и вряд ли станут их выплачивать и полагаться на них пока не стоит.
Особенности предоставления льгот детям войны
Даже в тех регионах, где предусмотрены льготы для детей войны, существует ряд правил для их предоставления, в частности:
- преференции носят заявительный характер, то есть предоставляются только по заявлению самого льготника либо лица, представляющего его интересы на законных основаниях;
- право на льготы подтверждается лишь после подачи соответствующего пакета документов;
- каждый обратившийся в органы социальной защиты при наличии у него нескольких оснований для получения одной и той же формы поддержки, должен выбрать лишь одно из них. В частности, это более всего касается материальных выплат. В таком случае выбирается то основание, которое предусматривает больший размер компенсации.
- Право на льготы не может быть передано кому-либо, кроме лица, подтвердившего наличие оснований для ее предоставления.
Как получить льготы и подтвердить свой статус
Как и большинство иных преференций, льготы для детей войны носят сугубо заявительный характер. Это значит, что сам пожилой человек или его представитель, должны явиться в территориальное отделение социальной защиты населения и подать соответствующий пакет документов.
Так как пока на практике можно говорить лишь о региональных льготах, то и пакет документации не унифицирован в масштабах всей страны. Как минимум, перед визитом в органы соц. защиты стоит положить в пакет:
- паспорт, подтверждающий возраст заявителя;
- заявление в свободной форме о предоставлении льготы;
- иные документы, необходимые исходя из действующего нормативного акта, например:
- подтверждающие, что погибший родитель заявителя – участник Великой Отечественной Войны (Свидетельство о рождении),
- факт смерти такого родителя в боях ВОВ,
- срок проживания в регионе.
Так как унифицированной формы заявления нет, то разработанный на месте бланк будет выдан заявителю, но чаще оно пишется в свободной форме на имя начальника территориального органа социальной защиты населения с указанием оснований для предоставления льгот и выплат детям войны.
Предполагается, что после рассмотрения обращения, заявителю, чьи права подтверждены, будет выдаваться удостоверение дети войны и льготы будут предоставлены. Действие таких льгот бессрочно, и удостоверение будет даваться пожизненно.
Что делать если в регионе не предусмотрены льготы
К сожалению, перечень регионов, власти которых приняли соответствующие нормативные акты, не слишком велик. Что делать остальным пожилым людям, которые фактически отвечают требованиям, предусмотренным Проектом № 493165-6? На самом деле, большинство из них имеет право на аналогичные льготы по иным основаниям, и стоит разобраться, возможно ли получить их и удостоверение:
- Статус труженика тыла. На него могут претендовать граждане страны, способные подтвердить, что не менее чем полгода трудились в тылу на неоккупированных территориях период с 22.06.1941 года по 9.05.1945 года.
- Инвалиды и участники ВОВ 1941-1945. Не секрет, что многие, уходили на фронт, не дожидаясь совершеннолетия, приписывая годы. Такие лица вправе претендовать даже на большие льготы, а так как компенсация предусматривается лишь по одному основанию, то статус ребенка войны для них не так важен.
- Ветераны труда, жители блокадного Ленинграда, а также лица, награжденные различными медалями и орденами, например, за 70-летие победы, звезда Героя.
Итак, по последним подсчетам 2017 года, численность потенциальных и признанных как дитя войны составляет порядка 12 миллионов человек. Не трудно подсчитать, что они уже отпраздновали, как мини, 70-летие.
Принятие Проекта № 493165-6 могло бы оказать пусть не самую большую в материальном плане, но знаковую поддержку этим, уже не молодым людям.
Тематическое видео о льготах детям войны: